К нам часто обращаются клиенты из-за рубежа с просьбой проверить, является ли деятельность их дочерней компании в Украине прозрачной и соответствует ли она внутренним корпоративным требованиям и стандартам. Дело в том, что в странах Европы и Северной Америки такая проверка соответствия – комплаенс (от англ. Compliance – соответствие) уже давно стала обыденным делом. Поскольку любые злоупотребления, как в самой компании, так и в связанных с ней предприятиях, могут негативно повлиять  на имидж компании, её финансовые показатели и стоимость акций. 

К сожалению, украинские компании в основном до сих пор не считают проведение комплаенса одним из факторов успешности бизнеса, поэтому проверки по вопросам прозрачности и соответствия являются скорее редкостью, чем правилом. Такие проверки обычно инициируют иностранные инвесторы-владельцы, которые понимают, что своевременное проведение проверки по вопросам комплаенса помогает сформировать добавленную стоимость. Комплаенс позволяет инвестору проверить, насколько эффективно менеджмент его украинских дочек контролирует выполнение внутренних корпоративных политик и стандартов, и способен минимизировать случаи злоупотреблений ресурсами компании.

Исходя из опыта нашей работы, можем выделить несколько типичных условий, которые могут свидетельствовать о необходимости проведения проверки соответствия:

  • в компании нет отдела внутреннего аудита и/или отдела по вопросам комплаенса
  • в компании в течение длительного времени не проводился официальный и/или внутренний аудит и/или проверка соответствия
  • в компании отсутствует процесс бюджетирования
  • в материнской компании нет надлежащего контроля за банковскими счетами
  • в компании отсутствует управленческая отчетность или она не автоматизированная

Согласно исследований, проведенных международными организациями по вопросам комплаенса, наиболее распространенными видами злоупотреблений в мировой практике является неэффективное использование или присвоение активов компании, взяточничество и коррупция, манипулирование показателями финансовой отчетности компании.

На практике при проведении проверок по вопросам комплаенса в украинских компаниях мы часто встречались со случаями таких злоупотреблений:

  • нарушение процедуры отбора поставщиков - несоблюдение требований внутренних политик по работе тендерного комитета, что привело к злоупотреблениям в отделе закупок
  • заключения фиктивных соглашений о предоставлении услуг с предприятиями/лицами, связанные с менеджментом компании
  • предоставление чрезвычайно длительных отсрочек платежа или продаж некоторых видов продукции по цене ниже рыночной клиентам, связанным с менеджментом компании
  • проведение нетипичных транзакций без согласования с материнской компанией, например, продажа основных средств по цене ниже рыночной лицам, связанным с менеджментом компании
  • выплата дополнительных бонусов и вознаграждений менеджменту компании, которые не были предусмотрены трудовыми договорами
  • несоответствие отчетной численности работников, которым начислялись выплаты по оплате труда и количества работников, фактически работающих в компании
  • открытие дополнительных банковских счетов, без уведомления материнской компании о таких счетах, и использование этих счетов для осуществления переводов в пользу частных предпринимателей, связанных с менеджментом компании
  • проведение руководством банковских платежей в сумме больше ограничения, установленного Уставом, без получения необходимого разрешения владельцев компании и др.

Злоупотребление ресурсами компании могут быть обнаружены при проведении внутреннего аудита, через получение информации от сотрудников компании или из других источников. Исходя из нашего опыта, мы можем выделить некоторые косвенные признаки, которые могут указывать на наличие злоупотреблений в компании и необходимости проведения проверки по вопросам комплаенса:

  • отрицательный финансовый результат и/или низкий уровень валовой прибыли, получаемые местным руководством на протяжении нескольких лет в случае, когда для этого нет фактических рыночных причин
  • высокий уровень или чрезвычайный рост в течение определенного периода административных расходов, превышающих нормы бюджета, или при отсутствии бюджета
  • отсутствие тендерного комитета и утвержденной процедуры отбора поставщиков
  • значительные расхождения между ценами реализации, указанными в официальных прайс-листах компании и в счетах-фактурах, выставленных клиентам
  • высокий уровень просроченной задолженности любых местных покупателей
  • высокий уровень сотрудничества с частными предпринимателями, особенно это касается приобретения маркетинговых или иных услуг и др.

Для выявления потенциальных угроз очень важно проводить своевременную оценку рисков возможных злоупотреблений в компании.

Эксперты чаще всего выделяют три фактора, которые становятся причинами злоупотреблений в компаниях. Прежде всего, это возможность и способность человека осуществить злоупотребления, то есть человек находится в таких условиях, которые дают ему возможность злоупотребить (например, имеет доступ к ресурсам компании, контроль и проверки со стороны компании отсутствуют, и др.). Фактор возможности и способности является наиболее распространенным, что еще раз подчеркивает чрезвычайную важность внедрения системы комплаенс на предприятии. Два других фактора также играют свою роль в совершении мошенничества - это внешнее давление и возможность самооправдания, то есть когда лицо не считает свои действия нарушением или находит для них определенные обоснования.

Как же предупредить возможные злоупотребления и обеспечить прозрачность и соответствие в деятельности компании?

Прежде всего, нужно разработать и донести до сведения менеджмента и сотрудников компании внутренние политики и стандарты, направленные на минимизацию рисков в сфере комплаенс, например, Кодекс корпоративного поведения, регламентирующий нормы поведения сотрудников при взаимодействии с клиентами, поставщиками, другими сотрудниками компании, государственными органами и др.

Также необходимо ввести комплаенс-контроль, то есть проводить регулярные проверки по вопросам комплаенса (по меньшей мере раз в год). Для этого целесообразным может быть создание специальных внутренних служб в компании или привлечения внешних специалистов предоставляющих данную услугу, как к примеру наша компания. Проверки по вопросам комплаенса помогут инвестору убедиться, действует ли местное руководство в соответствии с внутренними корпоративными политиками и стандартами, основными принципами и правовыми требованиями украинского законодательства, прозрачно ли проводятся все бизнес-операции дочерней компании в Украине, соответствуют ли действительности отчетные финансовые результаты компании, отсутствуют ли в компании факты злоупотребления, взяточничества или коррупции.

Как результат, такие проверки уменьшают риски потери компании, являющиеся следствием нарушения требований комплаенса, увеличивают доходность и рыночную стоимость компании, повышают доверие инвесторов и клиентов к деятельности компании и ее топ-менеджменту, улучшают бизнес-репутацию фирмы. Наличие комплаенс-контроля также является чрезвычайно важным для украинских компаний, планирующих выход на международные рынки капитала, поскольку таким образом значительно повышается их уровень инвестиционной привлекательности для иностранных партнеров.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: комплаенс компании бизнес проверки
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 653
Загрузка...
Загрузка...